Спортсменка покупала лекарства на последние деньги.
Посвящая жизнь профессиональному спорту, человек всегда идёт на колоссальный риск. Не секрет, что век атлета недолог. Если гольфисты могут успешно выступать и в 50 лет, то фигуристы и гимнасты чаще всего заканчивают карьеру до 30, а то и в 25 лет. После окончания карьеры же удержаться в элите удаётся немногим — оказаться на обочине жизни могут даже мировые звёзды.
Такая судьба, к несчастью, в 2000-х годах постигла и Полину Астахову. Легендарная советская гимнастка, выйдя на пенсию, оказалась в полном одиночестве и бедности. Чтобы выжить, олимпийской чемпионке пришлось продавать свои медали, но и этих денег ей не хватило надолго.
Украинская спортсменка погибла от обычной простуды.
Путь чемпионки
Астахова родилась в Донецке в 30-е годы, откуда её семье пришлось бежать вскоре после начала Великой Отечественной войны. В раннем детстве Полина тяжело болела: от туберкулёза у ребёнка практически отказали ноги. После возвращения на родину, однако, будущая чемпионка пошла на поправку — и вскоре начала не только ходить, но и заниматься спортом.
Полина увлекалась множеством дисциплин: от волейбола и баскетбола до фигурного катания. Однако особую страсть девочка питала к спортивной гимнастике, которую открыла для себя в 13 лет — довольно поздно по даже по меркам того времени. Но благодаря невероятному таланту Астахова сумела уже через шесть лет добиться приглашения в сборную СССР, получив звание мастера спорта.
Уже на следующий год девушка совершила прорыв на международной арене, отправившись на Олимпиаду в Мельбурне. На турнире девушка завоевала золото в командном многоборье, вместе с тем зарекомендовав себя как одну из самых перспективных гимнасток планеты. Западная пресса нарекла Полину «русской берёзкой», а в СССР её потом встречали как настоящую героиню.
Как и предсказывали эксперты, Игры в Австралии стали для Астаховой лишь первым шагом к настоящему величию. Украинка закрепилась в элите почти на десятилетие, став впоследствии трёхкратной чемпионкой мира и четырёхкратной — Европы.
Ещё ярче девушка проявила себя на олимпийской арене: на турнирах — 1960 и 1964 она выиграла по два золота. Полина планировала выступить и на следующих Играх в Мексике, однако сделать это ей помешало здоровье. Во время подготовки гимнастка перенесла сердечный приступ, после чего решила завершить карьеру.
Не жизнь, а выживание
Кажется, что такой внушительный послужной список должен был обеспечить спортсменке если не безбедное существование, то по крайней мере солидный уровень жизни до конца лет. К 20 годам Полина действительно стала кормилицей всей семьи, зарабатывая крупные по тем меркам деньги.
Однако многого гимнастка по-прежнему не могла себе позволить. После первой Олимпиады девушке выделили всего лишь комнату в коммуналке, и только в 1960 году она обзавелась собственной квартирой в Киеве. В этой столичной «трёшке» спортсменка в итоге и проживёт всю оставшуюся жизнь.
Завершив выступления, Астахова начала тренерскую карьеру. Чемпионка некоторое время занималась воспитанием молодых спортсменок на родине, однако с возрастом здоровье Полины стало ухудшаться, и ей пришлось выйти на пенсию. К тому моменту её родного государства уже не существовало, а на Украине ей выплачивали до неприличия скромное пособие: порядка 50 долларов в месяц.
Денег бывшей гимнастке не хватало. Астахова остро нуждалась в медикаментах для лечения тяжёлой формы астмы, на которые женщина тратила все свои сбережения. Чтобы выжить, Полине пришлось продать свой автомобиль, затем — мебель, одежду и, наконец, самое ценное — медали. Некоторое время её поддерживал благотворительный фонд, однако состояние спортсменки неуклонно ухудшалось.
Астахова скончалась в 2005 году из-за обычной простуды: организм пожилой женщины был настолько слаб, что не мог бороться с болезнью. Даже похороны легендарной гимнастки, умершей в одиночестве, оплачивать оказалось некому — эту миссию взял на себя известный украинский миллионер. Тогда же в честь спортсменки в Донецке была установлена мемориальная доска, однако вспомнили о Полине на родине уже слишком поздно.