Полимерный композиционный материал для лопаток вентилятора авиадвигателя ПД 35 стал прорывом в этой области, заявили в ОДК, и открывает дорогу к следующему поколению двигателей.

Изображение: АО «Объединённая двигателестроительная корпорация», www.uecrus.com
Двигатель ПД 35
Читайте Monocle.ru в
В четверг, 28 ноября на IV Конгрессе молодых учёных заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Михаил Бакрадзе рассказал о принципиальных преимуществах применения на новейшем перспективном авиадвигателе большой мощности ПД 35 полимерных лопаток. В ОДК считают, что материал, из которого будут изготавливаться лопатки вентилятора ПД 35, стал прорывом в области полимерных композиционных материалов (ПКМ).
«Примером сегодняшнего прорыва в области полимерных материалов для нашего двигателестроения является создание полимерной лопатки вентилятора ПД 35. Без этой технологии было бы невозможно создать двигатель большой тяги, потому что это ключевая позиция. Следующим этапом развития этой технологии будут уже термопластичные полимеры, и это огромный пласт работы, которую нам надо преодолеть – создать технологию производства», – приводит сайт «Авиация России» его слова на пленарной сессии конгресса, проходящего в эти дни на федеральной территории «Сириус» в Сочи.
Композитная лопатка вместо пустотелой титановой позволяет добиться снижения массы вентилятора на 30%, что на двигателе крупного размера, как ПД 35, даст ощутимый эффект в виде снижения массы всей силовой установки.
По словам Михаила Бакрадзе, новые материалы необходимы для перехода к новым типам двигателей. В конце XX века благодаря разработке многокомпонентного сплава примерно из 20 технических компонентов удалось создать двигатель четвёртого поколения ПС 90А, указал он. Сейчас ОДК уже создала и продолжает работать над двигателями и элементами двигателей, соответствующие характеристикам пятого поколения. «Разработка полимеров и композитов с ещё более высокими характеристиками обеспечит в обозримой перспективе переход к двигателям шестого поколения», – отметил в своем выступлении заместитель директора ОДК.
«Достижение принципиально нового уровня развития технологий и материалов в нашем двигателестроении было бы невозможно без опережающего научно-технического задела. Поэтому следующие поколения двигателей, безусловно, должны быть более неметаллическими. На рубеже 2035 года доля таких материалов в авиационном двигателе должна составлять примерно 30 процентов против сегодняшних текущих – 10», – сказал Бакрадзе. При этом он подчеркнул, что даже при наличии технического и научного задела только опытно-конструкторские работы при создании нового двигателя занимают от семи до десяти лет.
На прошедшем в ноябре 2024 года очередном авиасалоне Airshow China в китайском Чжухае специалистам и посетителям выставки были продемонстрированы композитные лопатки вентилятора ПД 35, незадолго до этого с избытком подтвердившего запроектированные характеристики. 2 ноября 2024 года стало известно, напоминает «Авиация России», что двигатель-демонстратор ПД 35 прошел первый этап испытаний на новом открытом стенде. В ходе тестов он многократно выходил на взлетный режим с достижением тяги 35 тонн. Полученные параметры и характеристики были выше прогнозируемых значений и подтвердили правильность выбранных технических решений конструкторов.
А первые опытные образцы композитных лопаток вентилятора для двигателя ПД 35 Объединенная двигателестроительная корпорация совместно с профильными научно-исследовательскими институтами изготовила, по завершении разработки, в 2020 году. Первый этап испытаний демонстратора лопатки вентилятора ПД 35 состоялся 27 июня 2020 года в Перми в составе двигателя ПД 14.