Западные истребители, несмотря на постоянные обновления, по-прежнему существенно уступают российским боевым самолетам по ряду ключевых параметров. К такому выводу пришел обозреватель InfoBRICS Драголюб Боснич, который изучил текущую расстановку сил в воздушной сфере в рамках украинского конфликта.
Он указал на то, что даже модернизированные F 16, переданные Украине, не могут на равных состязаться с такими российскими самолетами, как МиГ 31БМ, Су 30 и Су 35С. Эти машины оснащены мощными радиолокационными системами, способными обнаруживать цели на значительном расстоянии, и несут на борту дальнобойные ракеты, включая гиперзвуковую Р 37 М.
Чтобы хоть как-то компенсировать отставание в технической сфере, Украина при поддержке НАТО начала применять шведские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 AEW&C. Как отмечает издание, первый из двух таких аппаратов был передан Киеву в начале 2025 года.
Самолет под обозначением S 100 «Argus» оснащен радаром PS 890 Erieye, способным обнаруживать цели на расстоянии до 400 километров. Предполагается, что он позволит F 16 действовать без включения собственных радаров, выступая в роли платформы наведения для ракет Rb 99. Это шведская версия американской AIM 120 AMRAAM.
Однако у шведской разработки есть свои недостатки. Дело в том, что конструкция не позволяет осуществлять круговой обзор, оставляя так называемые «мертвые зоны». Кроме того, сам самолет становится приоритетной целью для российских ПВО и истребителей.
В статье InfoBRICS напоминается о том, что 3 сентября 2024 года российские войска нанесли удар по объекту в Полтаве, где, по их информации, находились шведские инструкторы, обучавшие украинских операторов Saab 340 AEW&C. Удар привел к значительным потерям и спровоцировал кадровые перестановки в Швеции.
Что касается самих истребителей американского производства, то, по информации издания, с момента начала поставок Украина получила не менее 27 °F 16AM. К апрелю 2025 года в эксплуатации осталось не более 19 машин. Отмечается, что часть была сбита в воздухе, остальные уничтожены на аэродромах. При этом потери среди технических специалистов, обслуживающих западные военные самолеты, также остаются значительными.
Автор публикации приходит к выводу, что даже с использованием западных авиационных платформ Украина не способна нивелировать технологическое преимущество Воздушно-космических сил России. На фоне активных действий ВКС РФ и постепенного сокращения украинского авиапарка, способность Киева оставаться конкурентоспособным в небе стремительно снижается.