
vk.com/mc21_irkut
Новый магистральный самолет МС 21 в ливрее авиакомпании «Россия»
Планы производства почти 1 тысячигражданских самолетов, заложенные в Комплексной программе развития авиаотрасли РФ (далее КПГА) до 2030 года, могут быть пересмотрены в сторону сокращения. Об этом, как передает агентство «Интерфакс», сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников в отрасли.
По их словам, речь может идти, в том числе, о создании новой стратегии вместо корректировки действующей программы.
Как сообщается, рекомендация пересмотреть количественные показатели и сбалансировать «экономически оправданный спрос и планы по производству воздушных судов» была дана в ходе внешнего аудита на заводах ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, входит в «Ростех»). Такой аудит, по данным издания, весной начала по поручению правительства группа консультантов из Сбербанка и «Газпром нефти». Издание пишет, что его итоги и перспективы поставок будут обсуждаться на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина на следующей неделе.
Программа разрабатывалась Минтрансом при участии Минпромторга, утверждена правительством в июне 2022 года. Поставки должны были начаться с 2023 года. В январе 2023 года правительство утвердило инвестпаспорт, направленный на выполнение программы.
В мае 2024 года Минпромторг скорректировал планируемое количество самолетов (прогнозные показатели) с 1,08 тыс. до 994 штук и сдвинул начало поставок на 2025 год.
По прогнозам Минтранса в КПГА, парк иностранных самолетов всех типов должен был сократиться в РФ с 738 лайнеров в 2022 году до 319 самолетов к 2030 году с ускорением выбытия с 2026 года.
По итогам консультаций с представителями ОАК аудиторы пришли к выводам, что «между спросом на авиаперевозки и производством по КПГА образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и она не соответствует коммерческому спросу», рассказали источники «Коммерсанта». При запланированном производстве от 140 до 270 ВС в год реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.
Также выявлены риски того, что структура спроса оказалась сильно смещена в сторону МС 21, спрос на Ту 214 будет ограничен по времени, а SJ 100 оказался в профиците после отказа «Аэрофлота» от этого самолета. В июне глава «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил, что перевозчик намерен отказаться от закупки 89 SJ 100 и 40 Ту 214 в пользу МС 21 в рамках соглашения на 339 самолетов.
В текущем виде программа, «нарисованная в спешке 2022 года», не отражает ни возможности промышленности, ни потребности авиакомпаний и пассажиров, сказал один из собеседников издания. Ожидаемая прежде ставка на экспорт также преждевременна: как теперь предполагается, МС 21 будет востребован только узким списком небольших дружественных стран.
Анализ программы также выявил существенные проблемы с ростом себестоимости самолетов. Себестоимость первых SJ 100 к 2027 году оценивается в 5,4 млрд руб., или $63 млн по текущему курсу ЦБ, МС 21 — почти в 9 млрд руб. ($103 млн).
Директивная стоимость SJ 100 и МС 21, которую правительство определило для самолетов «Аэрофлота» в начале 2023 года, до 2,4 млрд и до 3,2 млрд руб. соответственно. Сейчас директивную стоимость МС 21 оценивают в 3,6 млрд руб.
Себестоимость импортозамещенного МС 21 выросла из-за вынужденной замены американских двигателей P&W;, стоивших до санкций 800-900 млн руб., на отечественные ПД 14 стоимостью почти в 1,8 млрд, отмечает источник издания. Российско-французские двигатели SaM146, которыми оснащены «неимпортозамещенные» SSJ 100, оцениваются в 600-700 млн руб., отечественные ПД 8 — около 1 млрд руб.
Почти 6 млрд руб. из 8,9 млрд руб. в себестоимости МС 21, по данным источника, затраты на покупные комплектующие изделия (ПКИ). По его словам, из-за удорожания ПКИ и увеличения расходов на оплату труда аудиторы выявили риск роста стоимости первых МС 21 на 30%, до 11,5 млрд руб. В таком случае разница с директивной стоимостью вырастет с 5,3 млрд до 8 млрд руб. По расчетам аудиторов, это потребует из бюджета еще 4 трлн руб. компенсации, необходимой для покрытия себестоимости только этого проекта.
Cтоимость всей программы строительства 1,8 тыс. самолетов до 2040 года оценена аудиторами в 18 трлн руб., из них около 10 трлн руб. это субсидия из бюджета. Кроме того, аудиторы отметили, что производителями не определены условия и примерная стоимость поддержки летной годности, что также важно для понимания необходимой компенсации затрат на его эксплуатацию.
Один из источников также сообщил, что дальность МС 21 первой серии, учтенная аудиторами, будет ограничена 2,3 тыс. км из-за массы пустого самолета и увеличенного расхода топлива. Это позволит покрыть почти 70% маршрутов. После снятия ограничений по мере летных испытаний дальность вырастет до 3,8-4,1 тыс. км, что охватит до 90% маршрутов, добавляет он.
Но собеседник указывает и на риски, описанные аудиторами: сдвижка сроков сертификации до года, по разным оценкам, а также риски выхода на темп производства в 36 МС 21 только после 2029 года из-за недостатка мощностей у поставщиков ПКИ. По словам источника, несколько поставщиков ПКИ для SJ 100 и МС 21 пока могут обеспечить лишь шесть самолетов каждого типа в год. В условиях загрузки всей авиационной промышленности гособоронзаказом на 80%, поставленная перед гражданским дивизионом ОАК задача заведомо нереалистична, категоричен один из источников.
В публикации «Коммерсанта» сказано, что в Минтрансе, Минпромторге, «Ростехе», ОАК и ПАО «Яковлев» (производитель МС 21 и SJ 100) воздержались от комментариев. В Сбербанке и «Газпром нефти» изданию также не ответили.