6 марта 2025, 13:18
У нового коммерческого автомобиля можно не без оснований обнаружить характерные для современного российского авторынка китайские корни, и в общем понятно, почему в Тольятти не дали ему собственный бренд.

Сайт компании АВТОВАЗ
Читайте Monocle.ru в
Как сообщается 6 марта на сайте автопроизводителя, «АВТОВАЗ объявляет о запуске нового российского бренда коммерческих автомобилей. Под маркой SKM будут выпускаться пассажирские и цельнометаллические фургоны, а также шасси с открытой грузовой платформой».
Статья по теме:
Легковой автопром пока опровергает прогнозы
Почему SKM, а не Lada, название, которое тоже стали писать излюбленными тольяттинскими заводчанами латинскими буквами? Это не поясняется (правильный, скорее всего, ответ будет ниже)?
Дальше предприятия уже напрямую загадывает загадку: «Коммерческие автомобили SKM займут рыночную нишу между универсалами LADA Largus и более крупными коммерческими автомобилями наиболее известной в России торговой марки».
У производителей во всем мире считается дурным тоном упоминать в своих релизах чужие бренды. «Кока-кола», если никак без ссылки на конкурента («Пепси») нельзя обойтись, напишет скорее всего так: «Напиток, похожий на “Кока-колу”».
Статья по теме:
«Лада»: разгон с риском заноса
В данном случае следование на письме этому неписанному правилу выходит, кажется боком. Какая же эта автомобильная торговая марка является в России наиболее известной, если не «Лада»? И читатель пресс-релиза искренне пытается припомнить у «АвтоВАЗа» машину, еще крупнее нового фургона SKM. Но семиместный минивэн ВАЗ 2120 «Надежда» точно был меньше, и явно речь не о нем. Значит, на «ВАЗе» считают еще какую-то марку более известной, чем собственная. Какую?
Ответ дают журналисты. На сайте «Российской газеты» прямо пишут: «В компании отметили, что автомобили SKM займут нишу между Lada Largus и «ГАЗелью»». По-видимому, это эксклюзивная информация. Так как даже профильные и сверхкомпетентные «зарулевцы» оперируют догадками: «Под «наиболее известной в России маркой» имеется в виду, конечно, ГАЗ с линейками ГАЗель и Соболь», — говорится на ZR.ru.
«А вот на то, что послужило основой самой новой марке SKM, нет даже намеков», — продолжает издание.
На этот счет и у «Российской газеты» нет эксклюзива, но там сочли возможным высказать уверенное предположение: «Очевидно, что прототипами SKM стали китайские автомобили».
В «За рулем» такое предположение развивают. Констатируя, что «на то, что послужило основой самой новой марке SKM, нет даже намеков», специалисты пишут: «Меж тем, в красующемся на решетке логотипе SKM безошибочно узнается немного видоизмененная эмблема SRM, а в самих машинах на фото – фургон SRM Jinhaishi M, появившийся в 2022 году. Марка SKM принадлежит китайской компании Shineray Group, которая у нас продвигает кроссоверы SWM».
А вот, что сказано далее про новую машину в сообщении самого «АвтоВАЗа»: «Это позволит создать полностью оригинальный продукт, отвечающий потребностям различных категорий покупателей: частных клиентов, представителей малого, среднего и крупного бизнеса. Автомобили SKM будут отличаться компактными габаритами, современным техническим оснащением, а также удобством погрузки и разгрузки».
Возможно, этому общему описанию новой оригинальной модели соответствуют те характеристики, что сообщаются на сайте auto.ru. Там также отмечается, что «происхождение будущих SKM предприятие не уточняет», а далее говорится, что «в Китае аналогичные модели под маркой SRM выпускает концерн Shineray, известный в России в частности по линейке SWM. К примеру, грузопассажирский M7, очень похожий внешне на один из автомобилей на фото, при длине 4890 миллиметров имеет колесную базу 3185 миллиметров и выпускается с числом кресел от 2 до 9. В его моторную гамму входят двигатели объёмом от 1,5 до 2,0 литра, развивающие от 111 до 150 л.с. Shineray M7 официально продается в Белоруссии по цене от 80 тысяч рублей (около 2,2 миллиона российских рублей), при этом сборку семейства также планируется локализовать».
Будет, безусловно, интересно сравнить цену, с которой выйдет на рынок SKM, с рублевым эквивалентом белорусской модели. Отличия, если они будут иметь место, могут быть объяснимы и различиями налоговых режимов, действующих в Союзном государстве.
В январе, как напоминает auto.ru/mag, глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов анонсировал новый бренд коммерческой техники, пообещав, что полная масса будущих новинок не превысит 3,5 тонны.
Отметим, что у наиболее крупных модификаций «Газелей» максимальная разрешенная масса выше (скажем, до 4950 тонн у автобуса «Газель NN» модели A68R52), но большинство из них укладывается в те же три с половиной.
Можно отметить также, что о НИОКР для модели с габаритами наподобие представленной на тех фотографиях, которыми на официальном сайте предприятия иллюстрируется анонс новинки, насколько можно судить, ничего не сообщалось. Это дает дополнительные основания считать справедливыми предположения о китайском происхождении коммерческого автомобиля под брендом SKM. А упомянутую в релизе оригинальность модели следует отнести к тому, что в Тольятти такие автомобили, действительно, прежде не выпускались.
При всех оговорках по поводу анонсирования модели, появление нового коммерческого автомобиля можно, конечно, только приветствовать. Можно предположить и причину того, почему на нашем известном заводе не дали фургону известное всему миру имя «Лада». Ведь это не «Лада». И, наверное, действительно лучше так, чем клеить на капоты и радиаторные решетки де-факто «китайцев» российские бренды. SKM так SKM, что бы это ни значило.
Риторику по поводу того, почему все-таки он не свой-родной, сделаем максимально краткой. Ну, не получалось, не успевали, не могли.
«О старте производства, начале продаж и ключевых особенностях коммерческих автомобилей SKM будет объявлено дополнительно», — заключает свое сообщение «АвтоВАЗ».